Содержание
Разработка и выпуск
Трактор Т-130 — советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.

Назначение Т-130
Трактор Т-130 мог выполнять такие операции:
- укладка труб;
- перевозка грузов;
- пахота;
- окучивание;
- боронование;
- функционирование в составе свайного копра;
- рыхление почвы (бульдозерная функция);
- работа ковшом погрузчика;
- перетаскивание грузов (например, на лесозаготовительных площадках).
Машина использовалась как самостоятельный элемент и как составляющая бульдозерных агрегатов.
Отличительные особенности
- простая конструкция;
- умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
- несложный режим управления;
- большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).
Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:
- механическая трансмиссия;
- полужесткая подвеска;
- малый срок службы бортовых фрикционов;
- запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
- сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.
Модельный ряд и модификации
В отличие от предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:
- флагманская модель (непосредственно Т-130);
- болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности — площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).

Технические характеристики
Модель трактора Т-130 применялась в сельском хозяйстве, строительстве, бытовых работах, а также в промышленной сфере для выполнения широкого спектра работ. Во время конвейерного выпуска Т-130 техника была популярна еще и потому, что из-за конструктивных особенностей легко подлежала починке, а запчасти к трактору можно было приобрести практически везде.
В настоящее время на некоторых стройплощадках можно встретить рабочие экземпляры трактора Т-130. Стоимость такой техники при покупке у частных владельцев составляет от 5 до 12 тысяч долларов (125-400 тысяч гривен, 150-300 тысяч рублей). Цена зависит от состояния, пробега и общей комплектации техники.
Вес и габариты Т130
- Габаритные размеры трактора Т-130: 5193х2475х3085 мм.
- Вес машины 14320 кг.
- Ширина колеи — 1880 мм.
- Клиренс 41,5 см.
Тип двигателя
Трактор Т-130 изначально был оборудован двигателем марки Д130. Его мощность достигает 140 л.с. С 1981 года в заводской сборке на тракторы устанавливался двигатель Д160 с такой функцией, как турбонаддув. Его мощность достигала 160 л.с. Как и предшествующая модель двигателя, 160-й запускался активацией бензинового пускового мотора.

Коробка передач
Коробка передач Т-130 — восьмиступенчатая, с подвижными шестернями. За счет такого устройства КПП переключение скоростей при движении трактора производилось довольно плавно. Конструкция КПП повышала продуктивность функционала трансмиссии.
Трансмиссия и ходовая часть
Трансмиссия на Т-130 многоступенчатая, механическая, содержащая поворотный механизм. Таким образом, гусеницы трактора могли двигаться с разными скоростями. Трактора более новых модельных линий не используют такой механизм движения, поскольку данная система не дает переменного поворотного радиуса. Сцепление на Т-130 четырехдисковое, сухое.
Кабина
Тип кабины — двухместная. Отличительная особенности кабины: устойчивость к механическим повреждениям. В процессе сборки кабины на производстве использовались уплотнители, что повысило ресурс теплосбережения кабины, а также увеличило степень звукоизоляции. Кабина
Т-130 отличается хорошим обзором, она оснащена вентиляционной и обогревательной системой. Кресло оператора регулируемое. В передней части кабины находится руль, приборная панель с датчиками топлива и другими показателями работы трактора.
Управление трактором
Управление Т-130 производится за счет руля и педалей управления. Поворотная муфта служит для изменения траектории движения. Чтобы войти в поворот, оператор применяет ленточный тормоз. Если усилить натяжение тормоза, одна гусеница перестанет вращаться и трактор можно будет развернуть на месте. Присутствует замковой механизм — он предотвращает отключение фрикционов.
Т-130 чистит снег на лесозаготовке
Навесное оборудование
Для соединения с трактором Т-130 рекомендуется использовать навесное оборудование производства Челябинского тракторного завода, а также любое оборудование, подходящее по типу крепления и соответствующее тяговому классу трактора.
Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:
- лебедка ЧТЗ ЛТ25;
- отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
- рыхлитель ОР10НЗ;
- погрузчик фронтального типа.
- Тяговая лебедка ЛТ25
- Рыхлитель
- Отвал
- Погрузчик
Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:
- борона;
- фреза-культиватор (2,1 м);
- плуг плантажного типа.
ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) — комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.
Особенности эксплуатации и обслуживания
К основным особенностям эксплуатации Т-130 относится его большая опорная поверхность — она дает оператору возможность использовать машину как средство для уплотнения грунтов, для съема земельных пластов большой площади. Высокий уровень проходимости на любой почве, большое тяговое усилие — неоспоримые преимущества этого вида техники.
Для безопасной эксплуатации гусеничного трактора следуйте рекомендациям, приведенным ниже:
- запрещается работать при: утечке топлива, жидкости из гидросистемы, повышенном давлении жидкости, с открытой дверцей кабины оператора;
- при работающем двигателе недопустима починка ключевых узлов трактора или навесного оборудования;
- при работе с техникой на наклонной поверхности на башмаки гусениц надеваются специальные шпоры во избежание соскальзывания трактора;
- недопустим резкий поворот при заглубленных в землю навесных орудиях;
- трактор с работающим двигателем нельзя оставлять без присмотра;
- используйте звуковой сигнал для оповещения о том, что трактор начал движение, если на строительной площадке находятся люди или животные.
Сроки ТО трактора Т-130
Поскольку все работающие модели Т-130 в настоящее время являются устаревшими, техническое обслуживание выполняется как для давно работающей техники, то есть, не реже, чем каждые 50-100 моточасов.
Во время ТО рекомендуется:
- производить слив отработанного топлива;
- заправлять топливный бак свежим топливом;
- контролировать уровень электролита;
- слить отработку в отдельную емкость и сдать на утилизацию после ТО;
- следить за исправностью всех узловых соединений, крепежей техники.
При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:
- слить охлаждающую жидкость;
- слить отстой топлива;
- все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
- рычаги управления переместите на нейтраль;
- выключите батарею аккумулятора;
- под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.
Основные неисправности и ремонт
Основные неисправности в работе гусеничного трактора Т-130 и способы их устранения
Таблица 1.
Неисправность (причина) | Как устранить |
1. Стук дизельного двигателя (неверно отрегулировал топливонасос, зазор между шейками коленвала больше нормы) | Регулировка зазоров, проверка угла опережения подачи топлива |
2. Перегрев двигателя (избыточная нагрузка, низкий уровень охлаждающей жидкости, обрыв вентиляторных ремней) | Уменьшить нагрузку, проверить уровень жидкости охлаждения, состояние ремней вентилятора |
3. Низкое давление масла (возможно, есть течь) | Проверка исправности датчика, доливка масла, устранение причины течи масла |
4. Большой расход масла (износ поршневых колец, других деталей ЦП-группы) | Замена изношенных деталей, очистка поршневых колец |
Отзывы владельцев
Илья, Саранск:
Мой отец работал машинистом бульдозера, на Т-130 больше 20 лет, говорит, что лучшей техники тяжело найти. Современные CAT-ы, например, работают быстро, но скорость не всегда есть признак качества. Опять же, для каждой задачи своя машина. Если только для обработки огорода, то нет смысла такой «тяжеловес» использовать, а для работы на предприятии бульдозер незаменим.
Во время службы в армии работал на Т-130 в лесу — расчищал площадку для постройки базы отдыха. Бульдозер мощный, по степени проходимости напоминает танк. Без шуток: техника очень крутая, но к сожалению не без недостатков.
Достоинства
надежный, пройдет и проедет везде. Для сельхозработ тоже покатит, как для меня он громоздкий очень. В качестве тягача прекрасно служит, ровнять поверхность тоже учиться нужно, но эта техника с выравниванием справляется на ура!Недостатки
сильно трясет сиденье, руль, вообще вибрация и шум приличные при работе. После долгого простоя ржавеют тормозные барабаны - знаю не понаслышке, во время работы пришлось раз чинить. Сейчас, наверное, побоялся бы заводить такого «старичка».