Содержание
Разработка и выпуск
Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.
Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.
Назначение трактора Т-100
Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.
Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях — подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.
Модельный ряд и модификации т100
Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:
- Т-100М — модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
- Т100МГС — с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение — сельскохозяйственное;
- Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение — промышленное;
- Т100МБ — основное назначение — болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
- Т100МБГ — болотоходный вариант Т100МГП;
- Т100Т — основное назначение — работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
- Т-100МГП-1 — облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
- Т-100МЗ — аналог Т130;
- Т-100МЗБ — основное назначение болотоходное, аналог Т130;
- Т-100МЗГП — последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.
Технические характеристики
Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).
Вес и габариты Т100
- Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
- Создаваемая трактором колея — 1880 мм., клиренс 31,1 см.
- Тяговое усилие на умеренной скорости — 6000 кг., на первой передаче — 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
- Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
- Вес Т-100 составляет 11100 кг.
Тип двигателя
- Марка двигателя трактора Т100 — Д108, дизельный.
- Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
- Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
- Объем цилиндров 15,53 л.
- Масса двигателя — 2100 кг.
Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.
Емкость топливного бака на устройстве — 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.
Коробка передач трактора Т-100
- механическая;
- пять передач переднего, четыре заднего хода;
- трехходовая;
- реверсивная;
- коническая центральная передача;
- ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
- тип крепления ведомой шестерни — к валу центральной передачи;
- поворотные муфты сухие, многодисковые.
Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.
Трансмиссия и ходовая часть
Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.
Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.
Кабина
На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция — всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.
Управление трактором Т-100
Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.
В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.
Навесное оборудование
Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:
- лебедки;
- корчеватели пней;
- плуг болотный;
- прицепной гейфер;
- борона;
- окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
- сеялки;
- сажатели картофеля;
- прицепы самосвальные;
- экскаваторные приставки;
- погрузчики ковшовые.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):
- управляйте техникой только сидя на месте оператора;
- залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
- перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
- чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
- опустите навесные орудия после остановки трактора;
- для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
- в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора
Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено!!!
Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:
- первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
- далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.
Действия, которые выполняются оператором при ТО:
- регулировка муфты сцепления;
- регулировка педалей тормоза;
- очистка наружной поверхности рабочих узлов;
- замена фильтров топлива;
- регулировка гусениц (степень натяжения).
При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:
- слить охлаждающую жидкость;
- слить отстой топлива;
- все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
- рычаги управления переместите на нейтраль;
- выключите батарею аккумулятора;
- под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.
Основные неисправности и ремонт
При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:
- работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра — прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
- стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
- дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель — прогреть, заменить топливо);
- повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
- неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
- буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
- нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).
Отзывы владельцев
Николай, Ростов:
Учитывая год выпуска могу сказать, что в наше время эта техника годится разве что на металлолом. По техническим параметрам равные ей машины конечно найти тяжело. В советское время все бульдозеры конструировались на века. Для бытовых нужд просто не вижу смысла покупать такую громадину. Для промышленных тоже — если есть деньги, я бы купил американский бульдозер из новых, там и управление проще, и мороки меньше