Содержание
Разработка и выпуск
Трактор Т-150 — это модель, выпускаемая Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Модификации и более совершенные версии флагмана производятся заводом по настоящее время. Модель трактора Т-150 является востребованной, популярной среди владельцев фермерских хозяйств, применяется на промышленных предприятиях и строительных площадках.
Прототипом Т-150 стал трактор Т74. В отличие от предшественника более новая, совершенная модель обладает:
- более высокой мощностью двигателя;
- большей эксплуатационной массой;
- передним центром тяжести;
- другим типом КПП;
- двумя ведущими гусеницами (на базовой модели);
- наличием рулевого колеса;
- удельным давлением на почву — понижено в 2 раза;
- уменьшенным расходом топлива;
- тяговым усилием, увеличенным на 30%;
- жестким каркасом безопасности кабины (с 2013 года все тракторы Т-150 от ХТЗ комплектуются защитным каркасом).
Флагман Т-150 имеет ряд недостатков, которые компенсируются его функциональным назначением. К наиболее заметным минусам относится низкая скорость движения в сравнении с колесной моделью, а также запрет на проезд по асфальтированным дорогам общего пользования.
Назначение трактора
- перевозка грузов с помощью прицепов;
- функция тягача;
- вспашка почвы;
- сбор урожая;
- культивация;
- боронование;
- асфальтоукладочные работы;
- лесозаготовительное производство;
- освоение целины при использовании необходимых навесных орудий (плуг, фреза);
- кошение травы;
- заготовка сена, сбор сена.
Модельный ряд и модификации
Завод производит выпуск нескольких моделей, созданных на базе 150-го трактора:
- Т-150 — гусеничный — модель-флагман, основа модификаций;
- Т-150к — колесный;
- Т-154 — с буксировочным крюком, удлиненной рамой, без грузового кузова;
- Т-156 — с ковшом, выполняет функции погрузчика;
- ТЛ-157 — трелевочная машина, используемая на лесозаготовительных производствах и частных коммунальных хозяйствах для работы с древесиной.
Версии 150 и 150к достаточно схожи между собой, имеют приближенные значения технических показателей и характеристик. Все модификации относятся к тяговому классу 3 тс. Аналоги моделей также выпускаются на ЯМЗ — Ярославском моторном заводе. Они оснащаются другими типами двигателей, но в целом похожи по функционалу на Т-150.
На базе машин, сконструированных и выпущенных ХТЗ, также был разработан одноосный тягач с возможностью работы на базе асфальтоукладочных катков и скреперов-самоходов. Производитель тягача — Рыбинский завод приборостроения.
Технические характеристики
Вес и габариты
- Размеры ДШВ: 5735 (без прицепных орудий)/2340/3165 мм.
- База — 2860 мм, клиренс 40 см.
- Радиус поворота — до 6, 5 м.
Вес Трактора Т-150 — 8100 — 8750 кг в зависимости от комплектации и модификации. Соответственно, трактор с крупным навесным оборудованием будет весить больше.
Двигатель
Тип двигателя на тракторе Т-150 — шестицилиндровый дизельный агрегат СМД60, четырехтактный с V-образным расположением цилиндров. Поддерживает функцию турбонаддува. Насос для подачи топлива двухплунжерный, с функцией распределения топлива.
Дизельный двигатель активируется с помощью бензинового двигателя (от электростартера).
КПП трактора Т-150
- Коробка переключения передач на тракторе Т-150 механическая.
- Переключение передач может производиться на ходу, с учетом нагрузки в каждом скоростном диапазоне.
- Количество передач переднего хода: 12, количество передач заднего хода: 4.
- Диапазон скоростей (задний ход) — от 5 до 9 км/час.
- Диапазон скоростей переднего хода — от 3 до 30 км/час.
Управление
Схема органов управления трактором Т-150 показана на фото далее. На приборной панели перед машинистом трактора располагаются такие датчики, как манометр, указатель давления масла, амперметр, датчик температуры охлаждающей жидкости.
Также там расположены рычаги: переключения передач, подачи топлива, стояночного тормоза, гидросистемы навесных орудий, ВОМ, привода переднего моста.
Непосредственно перед оператором располагается рулевое колесо, ниже педаль сцепления.
Трансмиссия и ходовая часть
Механическая трансмиссия. Переключение передач машинистом трактора допустимо без глушения двигателя и остановки машины в процессе работы. Менять скоростной диапазон на Т-150 значительно легче, чем на моделях тракторов более ранних поколений.
Доступно четыре режима движения:
- транспортный (максимальная скорость);
- медленный;
- рабочий;
- движение назад.
Устройство кабины
Кабина трактора Т-150 цельнометаллическая. С 2013 года все тракторы, сошедшие с конвейера ХТЗ, оснащаются защитным каркасом. Он повышает прочность конструкции и позволяет защитить оператора от аварийных ситуаций, например, от падений груза на крышу (при строительных работах).
Герметизация кабины хорошая, внутрь не попадает пыль. Конструкция обогревается, оснащена вентиляцией. Есть стеклоочистители и козырек, защищающий от лучей солнца при работе летом. Присутствует зеркало заднего вида. Дополнительная опция: обдув лобового стекла при запотевании.
Навесное оборудование
Для трактора Т150, как и для 150к рекомендуется навесное оборудование производства ХТЗ, а также оборудование других тракторных заводов (с учетом тягового класса техники).
Наиболее распространенные навесные устройства:
- отвал бульдозерный;
- лебёдка;
- тележки и прицепы самосвальные;
- рыхлитель почвы;
- ковши (прицепный погрузчики);
- корчеватели пней;
- бороны;
- сеялки;
- ворошилки;
- косилки;
- асфальтоукладочные агрегаты;
- промышленные фрезы-культиваторы;
- сваезабиватели;
- буры;
- установка-септик;
- скрейпер;
- грейдер;
- плуг навесной.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Правила эксплуатации Т-150 и модификаций:
- пуск трактора производится только после проверки всех соединений, крепежей, находясь в кабине оператора, закрывайте двери;
- запрещено начинать движение при неисправной тормозной системе;
- сигнальная система и освещение в кабине всегда должны быть исправны;
- перед каждым стартом проверяйте показатели давления жидкости;
- контролируйте уровень топлива, масла;
- высота сиденья должна соответствовать росту оператора, чтобы был открыт доступ ко всем рычагам управления.
Универсальные нормы технического обслуживания
- регулярно контролируйте состояние машины, каждые 50, 100 и более рабочих часов выполняйте подтяжку базовых механизмов, крепежей и деталей;
- при работе с навесными устройствами следите за механизмом поднятия оборудования, крепите все навески на жесткую сцепку, чтобы избежать столкновения и поломки техники во время движения трактора;
- если трактор не эксплуатируется в течение целого сезона или более, проводится «консервация» машины перед постановкой на простой, детальная схема подготовки трактора к «зимовке» описана в руководстве по эксплуатации машины (основные задачи: слить топливо и отработку, изолировать трактор от сырости, влаги, расположить машину так, чтобы гусеничное полотно не касалось поверхности земли);
- недопустима течь масла, при выявлении течи или обнаружении масляных пятен на корпусе двигателя, вытрите пятна и найдите источник протекания.
Основные неисправности и ремонт
Часто встречающиеся неисправности — как их устранить? Данные приведены в таблице далее.
Неисправность | Решение проблемы |
1. Перегрев масла в КПП | Причина: грязное масло, малый уровень масла. Решение: замена топлива, доливка |
2. Сложно переключаются передачи | Причина: замасливание диска тормозка, неполное выключение муфты. Решение: регулировка муфты, прочистка диска. |
3. Заедают шестерни КПП | Причина: засор фильтра, отключение насоса смазочной системы. Решение: прочистка, замена изношенных деталей. |
4. Течь масла | Причина: повреждение прокладок, превышение уровня масла. Решение: замена прокладок, отлив масла. |
Отзывы владельцев
Игорь, Смела:
Знакомая для меня техника. Работал и удивлялся, как плавно идет. Даже без выжимки сцепления можно было переключить передачу и много оборотов на двигатель не давать. По качеству работы одни положительные впечатления. Из конкурентов для него я бы выделил только К-700А, а так по функционалу ему не было равных