Обзор трактора МТЗ-80. Конструкция, эксплуатация и ремонт, видео, отзывы

Содержание

О производителе

Трактор МТЗ-80 является одним из самых распространенных и узнаваемых агрегатов среди сельскохозяйственной техники. Производство осуществлялось в Белоруссии на Минском тракторном заводе, начиная с 1974 года.

Достаточная популярность тракторов не дает закрыть производственную линию, а сама модель неоднократно модернизировалась и претерпевала изменения.

Родоначальником выступил МТЗ-50, который имеет с МТЗ-80 практически полную взаимозаменяемость в деталях и элементах.

Традиционное местоположение мотора – спереди, крупногабаритные колеса на задней оси, которые одновременно являются ведущими, небольшие колеса на передней оси и конструкция в виде полурамы. Надо отметить, что агрегат производится только с задним приводом и никаких изменений по этому поводу не планировалось.

На сегодняшний момент есть несколько модификаций модели, которые отличаются комплектностью, количеством передач, внешним видом, клиренсом и тому подобное.

Трактор МТЗ-80 фактически является универсальным устройством, которое может использоваться не только для выполнения сельскохозяйственных работ, но и выполнения различных функций на стройке, в коммунальных службах, при разгрузке и погрузке сыпучих смесей.

Благодаря улучшенной проходимости и отличным тягово-сцепным характеристикам трактор отличается универсальностью в эксплуатации.

Двигатель

Производством двигателей для трактора занимается Минский тракторный завод. Двигателя Д-240 и Д-243 оснащаются 4 цилиндрами с 4 тактами и работают на дизельном топливе.

Название трактора характеризуется его мощностью, которая составляет 80 лошадиных сил при частоте вращения в 2200 об/мин.

Охлаждение использовалось жидкостное, поэтому трактор хорошо «переносил жару». Масса такого мотора составляла 430 кг.

Запуск двигателя производится при помощи электростартера, которым оборудована модель. Такой вариант используется для моторов Д-240/243, а для 240Л/243Л применяется карбюраторный 10-сильный двигатель ПД-10.

Их включение осуществляется прямо из кабины, что очень удобно для тракториста. Предусмотрена блокировка мотора при включенной передаче.

Если возникает необходимость использовать агрегат при морозе, то возможен облегченный запуск за счет электрофакельного подогревателя.

Коробка передач

На трактор МТЗ-80 устанавливается только механическая коробка передач с 18 передними скоростями и 8 задними, а также понижающий редуктор, который дает возможность плавно трогаться с использованием навесного оборудования.

Начиная с 1985 года некоторые модели комплектуются гидроуправляемой КПП с переключением под нагрузкой. Это позволяет переключать скорости без выключения муфты сцепления.

Современные модели оснащаются блокировкой дифференциала, для включения которого достаточно переключить режим под приборной панелью. А в более ранних версиях блокирование осуществлялось с помощью педали.

Гидравлическая система

Емкость системы составляет 25 л., а максимальное давление 20 МПа, при этом грузоподъемность равна 3200 кг.

Навесное оборудование

Оснащение двумя независимыми валами отбора мощности позволяет использовать различное навесное оборудование, такое как:

  • Буры;
  • Грабли;
  • Дисковые бороны;
  • Измельчители для веток;
  • Картофелекопалки;
  • Картофелесажатели;
  • Косилки;
  • Культиваторы;
  • Отвал-лопаты;
  • Мульчирователи;
  • Газонокосилки;
  • Опрыскиватели;
  • Плуги;
  • Разбрасыватели удобрений;
  • Фрезы;
  • Щетки для коммунального хозяйства;
  • Сеялки;
  • Прицепы.

Кабина и управление

Преимуществом кабины трактора МТЗ-80 является ее закрытый тип, благодаря чему в зимний период хорошо сохраняется подаваемое тепло, в летний – охлажденный воздух.

Благодаря креплению к трактору, при помощи амортизаторов, уменьшается встряска во время езды по ухабистой дороге.

Для обеспечения оптимального обзора водителю, установлены широкие стекла со всех сторон. Для дополнительного вентилирования пространства внутри кабины в потолке есть люк.

Сидение устанавливается на амортизаторе для обеспечения удобства водителю при езде.

Органы управления расположены компактно и в зоне досягаемости водителем. Все необходимые переключатели располагаются на приборной панели.

На рисунке представлено ориентировочное расположение всех рычагов управления.

Габариты и расход топлива

Средним показателем расхода топлива является 9 литров в час, что значительно меньше по сравнению с модернизированной моделью МТЗ-82, которая потребляет 12 л/ч.

Значительное влияние на этот показатель оказывает мощность мотора.

Тем, кто стремиться не превышать это число, необходимо своевременно проводить технические осмотры и выявлять возможные нарушения в работе всех ведущих систем, использовать только рекомендованную резину и не эксплуатировать двигатель на высоких оборотах.

Колея на передних колесах составляет 135 -185 см., задних 180 – 210 см.

Особенности эксплуатации

Существенной проблемой для водителя становится эксплуатация агрегата в зимний сезон, когда температура воздуха опускается до +5 °C и ниже. Особенное внимание надо уделить жидкости в радиаторе, которая может замерзнуть, чем затруднит запуск двигателя.

Для того, чтобы предотвратить возникновение подобного рода проблем, необходимо трактор подготовить к сезону и провести соответствующее техническое обслуживание.

Желательно вместо воды использовать антифриз, который более устойчив к низким температурам. Следующие советы помогут избежать поломок:

  • Не осуществляйте запуск мотора при отсутствии воды в бачке.
  • Запускайте мотор только тогда, когда прогреете его горячей водой.
  • Проверяйте температуру жидкости и не доводите ее до понижения. Критичной является 40 °C и ниже.
  • Дайте мотору остыть до 50 °C перед тем, как слить воду.
  • Одновременно со сливанием охлаждающей жидкости, сливайте воду из подогревателя (если есть) и с отопительной системы.
  • Важно проследить, чтобы вода не застыла в спускных кранах.
  • Следите за удельным весом антифриза (не ниже 1,055).
  • Используете дизельное топливо в соответствии с сезоном.
  • Применяйте сезонное масло для дизелей.
  • Если планируется продолжительный простой трактора, то масло из картера надо слить в емкость.
  • Холодный мотор заправляется подогретым на водяной бане маслом.

Обкатка трактора

Залогом долгой службы трактора является проведение обкатки. Предположительное время составляет 60 часов.

Смысл этой процедуры в том, что все детали и узлы прирабатываются. Однако, необходимо все выполнить правильно.

Специалисты рекомендуют первые 25 часов эксплуатировать трактор на легких работах, без использования навесного оборудования, а следующее время можно провести в поле, но без нагрузки и с использованием гидросистемы.

Не допускайте перегрузки на двигатель.

После завершения обкатки трактора МТЗ 80, необходимо выполнить следующие действия:

  • Прогреть двигатель и осуществить подтяжку всех элементов крепления, а также отрегулировать зазоры клапанов.
  • Слить масло, предварительно выключив двигатель и привод заднего вала отбора мощности.
  • Промыть все пробки и фильтры дизельным топливом.
  • Залить свежее масло и смазать все узлы трактора. Подробное описание можно найти в руководстве пользователя.
  • Провести осмотр трактора на предмет протечек.
  • Отрегулировать подшипники и подтянуть крепления колес.
  • Убедится, что все механизмы работают исправно и приступить к работе.
  • Моторное масло следует менять через каждые 100 часов эксплуатации. Для залива наилучшим образом подойдут советские масла по ГОСТу: М-10Г2к или М-10ДМ.
  • Трансмиссионное масло следует менять через 1 тыс. накатанных часов. Для замены используется Тап-15в.
  • По окончании сезона работы, трактор необходимо законсервировать. Его надо очистить, поставить его в сухое место, слить масло и бензин, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.

Основные неисправности

Наиболее часто встречаются такие неисправности тракторов МТЗ-80:

  1. Мотор не запускается из-за присутствия воздуха в топливной системе или неисправности топливного насоса.
  2. Часто возникает засорение фильтрующих элементов.
  3. При использовании некачественного топлива, мотор может вести себя нестабильно.
  4. Неправильно отрегулированы зазоры между клапанами.
  5. Из-за попадания масла в камеру сгорания, выхлоп осуществляется в виде синего дыма.
  6. Перегрев двигателя.
  7. При включении передач возникают шумы.
  8. В тормозной системе изнашиваются накладки соединительных дисков.

Видеообзор

Отзывы владельцев

На форумах многие владельцы и те, кому довелось эксплуатировать трактор МТЗ-80, отмечают легкость в управлении и маневренность агрегата. Также, благодаря простой конструкции, трактор не сложно починить самостоятельно.

Сергей:
«Трактор очень хороший и надежный. Несмотря на то, что сейчас много аналогов, он, благодаря своей маневренности и простоте в обслуживании, пользуется заслуженной любовью. Надо отметить, что конкретно мой агрегат ломается часто, но запчастей в любом специализированном магазине лопатой греби. Чтобы заменить деталь не надо много ума, достаточно воспользоваться инструкцией. Я с его помощью выполняю всю необходимую работу на поле.»

Максим
«Довелось в молодости работать на таком тракторе, но в качестве тестирования сначала предложили собрать его. Справился благодаря наличию большого количества подробных инструкций. Хочется отметить хорошую управляемость, четкую передача действий, благодаря чему можно маневрировать на участке. Хотел как-то поровнять дорогу на нем, но не получилось, потому что слишком легкий оказался. В нем, когда на кочках едешь, трясет конкретно, к этому еще приспособиться надо. Вообще подходит для выполнения простых работ в хозяйстве.»

Александр
«Работал на этом тракторе и хочу сказать, что лучше техники не найти. Основное достоинство – это надежность, мощность и КПП с широким диапазоном переключения скоростей. Приходилось эксплуатировать по полной и в поле, и для транспортировки. В качестве недостатков хочу выделить неудобную, маленькую кабину, куда нельзя даже мешок положить. Редкие и незначительные поломки не повлияли на мое мнение о тракторе.»

Приглашаем вас оставить отзывы о тракторе МТЗ-80, если вы являетесь владельцем или вам приходилось эксплуатировать агрегат.

Ссылка на основную публикацию

Остались вопросы?


Написать отзыв

Ваша оценка*

5.0
Рекомендовали бы друзьям?*

Мы принимаем только отзывы объемом больше 80 символов, ваш отзыв: 0 символов.

* - поля, обязательные к заполнению