Содержание
История появления
Трактор Т-4 — это разработка АТЗ — Алтайского тракторного завода. Данная модель производилась с 1964 по 1970 год и завоевала большую популярность среди фермеров. У модели есть как преимущества, так и недостатки, которые компенсируются его широкими функциональными характеристиками и сферой применения.
Сейчас купить трактор Т-4 можно лишь в подержанном состоянии, новые модели давно не сходят с конвейера. Стоимость Т-4 в Украине колеблется от 35 до 50 тысяч гривен в зависимости от состояния. Купить «Алтаец» в России можно за 150-250 тысяч рублей. Внешний дизайн Т-4 немного напоминает белорусский трелевочник «Онежец», однако функционал двух машин отличается.
Назначение трактора Т-4
В настоящее время, как и ранее, гусеничный трактор «Алтаец» преимущественно используется как бульдозер, основными направлениями его работы является вспашка, сбор сельскохозяйственных культур, землеройные, посевные работы, плантажные операции.

Бульдозер за счет своего большого веса и высокой мощности может обработать даже мерзлую землю. Выполнять все эти действия Т-4 помогает не только вес, но и различное навесное оборудование. Трактор также агрегатируется с полунавесными орудиями.
Модельный ряд и модификации Т-4
Оригинальный Т-4 выпускался АТЗ только до 1970 года. В дальнейшем мир увидели две распространенные модификации техники, а именно:
- Т-4А — выпускался с 1970 до 1998 года. Работает на шестицелиндровом двигателе марки Д130. Отличается высокой производительностью и ходовыми качествами. Основное назначение данной машины, по-прежнему, пахотное;
- Т-4АП — имеет дизельный двигатель, гидроцилиндры и шарниры, есть возможность установки отвала в передней части корпуса устройства.
Сейчас на рынке сельхозтехники можно легко отыскать обе модели в подержанном состоянии, с разными пробегами, но лидирует всё же флагманская модель Т-4.
Технические характеристики
Т-4 отличается характерными техническими особенностями, например, полужесткая подвеска и низкая максимальная скорость (около 9 км/час) обусловливают определенный режим работы, к которому необходимо привыкнуть. Функционал гусениц на некоторых моделях, судя по отзывам с фермерских форумов, является слабым местом данной техники.
Сильной стороной модели и по сей день считается мощный двигатель и способность работать на абсолютно любой почве.
Вес и габариты устройства
- Вес трактора Т-4 составляет 7750 кг. При этом тяговое усилие составляет 4000 кг/с.
- Вес модификаций: Т-4А (8145 кг.), Т-4АП (9000 кг.).
- Габаритные размеры Т-4: 4684 х 1952 х 2545 мм.
- Клиренс 34 см.
- Длина продольной базы 2552 мм.
Тип двигателя, тип привода
Трактор Т-4 оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 95,6 лошадиных сил (130 кВт). Марка двигателя А-01М. Тип охлаждения — жидкостный.
Для того, чтобы завести данную технику на устройство был установлен меньший бензиновый двигатель на 10 л.с. Он запускается с водительского места активацией электростартера либо приведением в движение шнура маховика вручную.

В зимнее время запуску двигателя помогает декомпрессор. Вместимость топливного бака — 32 литра.
Рекомендуемое топливо для двигателя дизельное, по ГОСТ 305-73. Топливо для пускового бензинового двигателя: смесь автомобильного бензина 72 и 76 (ГОСТ 2084-77) с маслом моторным дизельным (соотношение 20:1). Удельный расход топлива — 251 г/кВт/час.
Коробка передач трактора Т-4, трансмиссия и ходовая часть
Полужесткая подвеска позволяет трактору развивать максимальную скорость 9 км/час. Отличительные особенности:
- присутствует тряска при езде;
- заднее расположение ведущей шестерни;
- крепление блока гусеничной тележки производится на неподвижную ось.
Подобная система креплений позволяет использовать такое навесное оборудование фронтального типа, как отвал, выравниватель почвы, снегопах.
КПП у Т-4 механическая, оснащена реверс-редуктором. Тип шестерен в редукторе и КПП — цилиндрические, с прямыми зубьями. Трактор Т-4 работает на 8 передних и 4 задних передачах. Тормозная система ленточного типа.
Кабина
Гусеничный трактор Т-4 оснащен кабиной на два места. В кабине установлен обогреватель, система вентиляции. Расположение кабины — на амортизаторах. Сиденье с пружинами, основная функция которых — подавление тряски при езде. Кабина герметичного типа, пыленепроницаемая, с хорошим обзором за счет широкого лобового стекла. На боковых частях кабины расположены ручки для удобства запрыгивания оператора в машину.
Управление трактором
Трактор управляется с помощью пускового двигателя марки ПД-10У. Управление можно производить рычагом декомпрессора — дистанционно, с водительского места. Если аккумулятор разряжен, завести трактор можно вручную, приведя в движение шнур маховика. Перед водителем на специальной панели размещены топливные датчики, манометр, рычаг управления; в нижней части кабины располагаются тормозные педали.
Навесное оборудование
Навесное оборудование переднего типа крепления устанавливается на трактор Т-4 с помощью специальных пластин, зафиксированных на специальных участках рам. Пластины приварены с внешней стороны и предназначаются для установки бульдозерных отвалов, ковшей и других навесок.
Задняя навеска подразумевает крепление навесного оборудования по трехточечной и двухточечной схеме. Тип гидравлической системы — раздельно-агрегатный. ВОМ на устройстве — зависимого типа с отбором мощности от реверсивного редуктора КП. Благодаря широким возможностям крепления навесок, перечень орудий, с которыми может работать Т-4, огромен.
Основной перечень навесного оборудования для техники подобного типа и тягового класса это:
- плуг четырехкорпусный;
- борона дисковая;
- отвал бульдозерный;
- отвал снегоуборочный;
- сеялки любого типа;
- культивационная фреза;
- снегопах;
- щетка уборочная/коммунальная;
- навесной кран-манипулятор;
- вилы для сена;
- рассеиватели удобрений;
- картофелекопатели грохотные/вибрационные;
- сажалки картофеля промышленного типа.
При выборе навесного оборудования можно обратить внимание не только на навески производства Алтайского тракторного завода, но и на оборудование для тракторов гусеничного типа других производителей (тяговый класс четвертый, промышленное и полупрофессиональное применение).
Например, можно использовать большое количество навесного оборудования от тракторов ХТЗ и МТЗ (ХТЗ-201, МТЗ 2022, МТЗ-2103, Беларус 2022).
Особенности эксплуатации и обслуживания Т-4
Сроки выполнения технического обслуживания:
- во время обкатки (через 8 часов) — не выполняется, поскольку новые модели Т-4 не производятся;
- после обкатки (каждые 50 часов);
- далее каждые 125 моточасов.
При сезонном ТО (весна-лето/зима-осень) выполните такую проверку:
- уровень масла;
- работоспособность двигателя, тормозной системы, рулевой системы;
- следите, чтобы не было течи масла, топлива;
- по окончании работ всегда очищайте поверхность трактора и ключевых механизмов от остатков земли, песка, масляных пятен;
- помните, что при минусовой температуре воздуха отработку топлива из системы топливной очистки нужно сливать ежедневно, а при плюсовой температуре — раз в три рабочих смены.
При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:
- слить охлаждающую жидкость;
- слить отстой топлива;
- все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
- рычаги управления переместите на нейтраль;
- выключите батарею аккумулятора;
- под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.
Основные неисправности и их устранение
Основные неисправности трактора Т-4 и способы их устранения показаны в таблице 1.
Таблица 1.
Вид неисправности | Способ устранения |
1. Шумное, затрудненное переключение коробки передач | Регулировка тормоза муфты сцепления, регулировка тяги блокировки |
2. Сниженное или нулевое давление масла | Дозаправка маслом |
3. Нарушен механизм управления трактором (нарушения в работе тормозов) | Регулировка зазора между тормозной лентой и барабаном |
4. Шумит задний мост | Регулировка натяжения конических подшипников |
5. Не поднимается или не опускается навесное оборудование | Замена пружины фиксатора механизма насоса |
6. Быстро разряжается аккумулятор | Очистка поверхности аккумуляторной батареи |
Отзывы владельцев
Сергей, Краснодарский край:
Земля в моем регионе сложная для работы, глинистая. Если глубоко не пропахивать, на третий год уплотняется и урожайность падает сильно. Дизельный Т-4 мне давал в среднем обработать 15 га в осенний день, ну еще имеет значение количество влаги в земле. Из навесок использую отвальный плуг. Из недостатков на Т-4: забивается грязью ходовая. Вообще для сложных почв хорошо бы иметь и трактор поменьше, полегче, не такой тяжелый, но более быстрый.
Хочу написать о своем опыте управления Т-4. Если с механикой не дружите, ресурс будет крайне убогим. Если руки умелые, получаете функциональную машину с огромным потенциалом. Навесок у меня много, в сезон использую все по назначению (борона, плуг, фреза, сеялка, картошку копаю копателем).
Достоинства
выносливость, мощный, я бы даже сказал супермощный двигатель, конечно большой плюс, что дизельный — лучшее топливо для длительных работ, в поле каждые 40 минут трактор не выключишь, если перегревается движок. А тут ресурс заточен под длительные сельскохозяйственные работы. Медленная скорость движения это тоже плюс, для пахотных работ разгон не нуженНедостатки
слабая термическая прочность головок цилиндров. У меня после нескольких лет эксплуатации (учитываем, что он еще и старый, минимум лет 25 ему уже) лопнули перемычки в районе распылителя форсунки, также вылетало клапанное седло. Головки цилиндров недешевые, сами считайте, какой расход, если их менять даже раз в год