КамАЗ-65116: современный отечественный седельный тягач
Доля отечественных грузовиков на рынке дальнемагистральных перевозок совсем несущественна и едва превышает 5%. Возможно, поэтому инженеры и конструкторы Камского автозавода уделяют большое внимание созданию конкурентоспособного седельного тягача. Дебютные автомобили КамАЗ-65116 сошли с конвейера автозавода сравнительно недавно – в 2009 году, но уже успели завоевать популярность у отечественных перевозчиков.
Конструктивно КамАЗ-65116 мало чем отличается от других тягачей, производимых на Камском автозаводе. Основные узлы и агрегаты автомобиля крепятся на продольной раме, которая усилена двумя лонжеронами и поперечными балками. Это трехосный грузовик, с двумя ведущими мостами, имеет колесную формулу шесть на четыре, которая позволяет с одинаковым успехом использовать его как для международных перевозок, так и в городских условиях. Сегодня производится несколько модификаций тягача, все они имеют между собой незначительные отличия, о которых мы поговорим ниже.
Экстерьер, интерьер, стоимость КамАЗ-65116
Внешность автомобиля приятно удивляет, чувствуется, что над экстерьером изрядно поработали дизайнеры и конструкторы. Исчезли угловатые линии кабины, характерные для более ранних моделей, появилась новая решетка радиатора, ударопрочный пластиковый бампер, цельное лобовое стекло и зеркала с разными углами обзора. Надкрылки обрели округлый вид и теперь автомобиль защищен от грязи с передних колес, также улучшились его аэродинамические качества.
В салон тягача ведут две удобные ступеньки с антискользящим покрытием. Здесь установлены сидения Grammer с регулировками во всех плоскостях. За спинками сидений разместился удобный спальник. Позаботился производитель об установке современного трехсекционного приборного щитка с антибликовым покрытием и удобным расположением информационных табло. Рулевая колонка имеет гидроусилитель и механизм регулировки по высоте. Опционально КамАЗ-65116 может комплектоваться кондиционером, электрическими стеклоподъемниками, магнитолой и подогревом сидений.
За новый КамАЗ-65116 в базовой комплектации производитель прост около 4 миллионов рублей, самосвал этой модели обойдется на 150-200 тысяч дороже. На вторичном рынке грузовики 2010-2012 года выпуска продаются по цене от полутора до двух с половиной миллионов рублей.
КамАЗ-65116: описание и технические характеристики
Грузоподъемность и габаритные размеры
- Длина шасси: 6 520 миллиметров;
- Высота седельно-сцепного устройства (ССУ): 1 330 мм;
- Ширина, без учета зеркал: 2 500 мм;
- Высота по кабине: 2 850 мм;
- Внешний габаритный радиус поворота: 10,7 метра;
- Максимальный угол преодолеваемого подъема: 180;
- Снаряженный вес тягача: 7 700 килограмм;
- Предельный вес надстройки: 15 500 кг;
- Максимальная нагрузка на седло: 15 тонн;
- Предельный вес тягача КамАЗ-65116 в составе автопоезда: 37,85 т;
- Тип колес: дисковые;
- Тип и размер шин: камерные/бескамерные — 11.00 R20/ 11.00 R22;
- Максимальная скорость грузовика: 90км/час.
Линейка двигателей и расход топлива КамАЗ-65116
Большинство автомобилей КамАЗ-65116 оснащены одним из двух моторов: КамАЗ-740.51-280 или Cummins ISB6.7e4 300. Оба двигателя отличаются надежностью и большим моторесурсом, имеют совершенно разные конструкционные особенности и характеристики.
КамАЗ-740.51-280. Отечественный восьмицилиндровый силовой агрегат, с V-образным расположением цилиндров (развал — 900) и рабочим объемом 10,86 литра. При скорости вращения коленчатого вала 2 200 об/минуту, дизель развивает номинальную мощность в 260 лошадиных сил. Силовой агрегат оснащен системой турбонаддува, основу которой составляют два турбокомпрессора и газотурбина, также здесь задействована технология предварительного охлаждения наддувочного воздуха. Данный силовой агрегат, по уровню вредных выбросов в атмосферу, отвечает требованиям международного стандарта Евро-3.
Cummins ISB6.7e4 300. Современный турбодизель, разработанный инженерами и конструкторами американской компании Cummins. Данный мотор производится на совместном американо-российском предприятии Камминз КАМА, он отличается высокой экологичностью и сниженным расходом топлива. Конструктивно Cummins ISB6.7e4 300 – это рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха (ОНВ). Мотор имеет объем 6,7 литра, но при этом развивает мощность в 298 лошадиных сил. Двигатель оборудован топливной системой Common Rail с ТНВД (топливным насосом высокого давления). Заявленный моторесурс Камминз ISB6.7e4 300 равен 1 000 000 километров, он сертифицирован на соответствие индексу Евро 4.
Норма расхода топлива КамАЗ-65116 в смешанном режиме составляет около 36 литров дизтоплива на 100 километров пути летом и до 42 литров в зимний период. Грузовики, оснащенные двигателями Камминз, потребляют на 12-15% меньше горючего, чем отечественные моторы. В базовой комплектации на автомобиль устанавливается топливный бака, объемом 350 литров.
В последнее время на дорогах постсоветского пространства часто можно встретить седельный тягач КамАЗ-65116, оборудованный газодизельной установкой. В этом случае часть дизельного топлива заменяется более дешевым газом метан, что приводит к существенной экономии в эксплуатации грузовика.
Трансмиссия и электропитание КамАЗ-65116
Большинство модификаций этого седельного тягача оборудованы лицензионной коробкой переключения передач ZF 9 S 1310 TO. По своей конструкции – это девятиступенчатая «механика» с демультипликатором и передаточными числами 9,48 – 0,75. МКПП оборудована резервным насосом, который обеспечивает штатную работу гидроусилителя руля, в случае поломки основного насоса. Посредником при взаимодействии двигателя и коробки передач выступает сухое диафрагменное сцепление с гидравлическим приводом и пневмоусилителем.
Электропитание КамАЗ-65116 реализовано на однодротовой проводке с напряжением в 24 вольта. Питание электросхем и электроприборов тягача осуществляется от двух 12-вольтовых батарей и двухкиловаттного 28-вольтового генератора. Для регулировки напряжения в кабине водителя установлен инвертор.
Тормозная система и подвеска КамАЗ-65116
Тормоза КамАЗ-65116 реализованы по классической схеме – на каждом колесе установлен механизм с диаметром тормозного барабана в 400 миллиметров и шириной тормозных накладок 140 мм. Общая площадь накладок составляет 6 300 см3. Автомобиль оборудован четырьмя тормозными система, все они имеют общие детали и узлы, но действуют абсолютно автономно и, в случае надобности, могут дублировать друг друга. Позаботился производитель и об установке механизма для экстренного растормаживания колес.
Большинство основных узлов и агрегатов автомобиля крепятся к раме, конструкция которой усилена продольными лонжеронами и поперечными балками. Обе тележки тягача оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости, предотвращающими крен и опрокидывание машины. Подвеска седельного тягача КамАЗ-65116 реализована на рессорной основе. В передней части подвески полуэллиптические рессоры взаимодействуют с гидравлическими амортизаторами, телескопического типа.
Подробное описание, технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-65116 предоставлены в таблице:
Полная масса автопоезда, кг | 37850 |
Полная масса автомобиля, кг | 22850 |
Снаряженная масса автомобиля, кг | 7200 |
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг | 15500 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 5050 |
Допустимая нагрузка на заднюю тележку, кг | 17800 |
Длина, мм | 6520 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 2775 |
Межосевое расстояние, мм | 3190 |
Передний свес, мм | 1260 |
Задний свес, мм | 750 |
Размер шин | 11.00 R22,5 |
Модель КПП | КПZF 9 |
Модель сцепления | MFZ 430 |
Подвеска | рессорная |
Межосевая блокировка дифференциала | Есть |
Межколесная блокировка | Есть |
Передаточное отношение главной передачи | 5,94 |
Диагностика основных неисправностей КамАЗ-65116
Седельные тягачи КамАЗ-65116, приводимые в движение мотором Cummins ISB6.7e4 300, оснащены электронным блоком управления (ЭБУ), который предлагает возможность для компьютерной диагностики автомобиля. В случае неисправности, на приборной панели загорается кнопка «ЧЕК», которая не гаснет в течение более 3 секунд. При этом вам необходимо нажать кнопку ЭБУ и считать код ошибки по миганию лампочки. Таблица, помогающая расшифровать коды ошибок приведена здесь:
Код ошибки | Описание |
---|---|
111 |
Критический внутренний отказ модуля ЕСМ — неисправность логического устройства |
115 |
Потеря сигналов основного и резервного датчиков частоты вращения/положения коленчатого вала — хаотичный характер или неправильность данных |
122 |
Цепь датчика давления во впускном коллекторе 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
123 |
Цепь датчика давления во впускном коллекторе 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
124 |
Цепь датчика давления во впускном коллекторе 1 — данные точные, но превышают норму — средний уровень серьезности |
131 |
Цепь датчика положения педали или рычага акселератора 1 — Напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
132 |
Цепь датчика положения педали или рычага акселератора 1 — Напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
133 |
Цепь датчика положения педали или рычага акселератора дистанционного управления 1 — Напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
134 |
Цепь датчика положения педали или рычага акселератора дистанционного управления 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
135 |
Цепь датчика давления в главной магистрали системы смазки 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
141 |
Цепь датчика давления в главной магистрали системы смазки 1 — Напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
143 |
Датчик давления в главной магистрали системы смазки двигателя — данные точные, но ниже нормы — средний уровень серьезности |
144 |
Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости 1 — Напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
145 |
Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
146 |
Температура охлаждающей жидкости — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
151 |
Температура охлаждающей жидкости — данные точные, но превышают норму — самый высокий уровень серьезности |
153 |
Цепь датчика температуры во впускном коллекторе 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
154 |
Цепь датчика температуры во впускном коллекторе 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
241 |
Скорость колесного транспортного средства — хаотичный характер или неправильность данных |
242 |
Обнаружено вмешательство в работу датчика скорости колесного транспортного средства — темп изменения не соответствует норме |
245 |
Цепь управления вентилятором — Напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
249 |
Цепь датчика температуры окружающего воздуха 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
252 |
Уровень масла в двигателе — хаотичный характер или неправильность данных |
253 |
Уровень масла в двигателе — данные точные, но ниже нормы — самый высокий уровень серьезности |
256 |
Цепь датчика температуры окружающего воздуха 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
271 |
Цепь модуля подачи топливного насоса 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
272 |
Цепь модуля подачи топливного насоса 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
281 |
Модуль подачи топливного насоса 1 — реакция механической системы не соответствует норме, или нарушена регулировка |
285 |
Превышение времени ожидания номеров групп параметров (PGN) при работе мультиплексной сети SAE J1939 — темп обновления данных не соответствует норме |
286 |
Ошибка конфигурации мультиплексной сети SAE J1939 — нарушение калибровки |
287 |
Датчик положения педали или рычага акселератора, подключенного к мультиплексной сети SAE J1939 — по сети получены ошибочные данные |
288 |
Датчик положения педали или рычага акселератора дистанционного управления, подключенного к мультиплексной сети SAE J1939 — по сети получены ошибочные данные |
292 |
Вход вспомогательного датчика температуры 1 — специальные инструкции |
293 |
Входная цепь вспомогательного датчика температуры 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
294 |
Входная цепь вспомогательного датчика температуры 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
295 |
Атмосферное давление — хаотичный характер или ошибочность данных |
296 |
Входной сигнал вспомогательного датчика давления 1 — специальные инструкции |
297 |
Входная цепь вспомогательного датчика давления 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
298 |
Входная цепь вспомогательного датчика давления 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
322 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 1 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
323 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 5 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
324 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 3 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
325 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 6 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
331 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 2 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
332 |
Цепь реле электромагнитного клапана форсунки цилиндра 4 — Ток ниже нормы или обрыв цепи |
334 |
Температура охлаждающей жидкости — хаотичный характер или неправильность данных |
343 |
Предупреждение о внутреннем отказе модуля ЕСМ — Неисправность логического устройства |
351 |
Цепь питания форсунок — неисправность логического устройства |
352 |
Цепь питания датчиков 1 — Напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
386 |
Цепь питания датчиков 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
415 |
Давление в главной магистрали системы смазки двигателя — данные точные, но ниже нормы — самый высокий уровень серьезности |
442 |
Напряжение аккумуляторной батареи 1 — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
449 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но выше нормы — самый высокий уровень серьезности (двигатель ISB) |
449 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но выше нормы — самый высокий уровень серьезности (двигатели ISC или ISL) |
451 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
452 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
471 |
Уровень масла в двигателе — данные точные, но ниже нормы — самый низкий уровень серьезности |
488 |
Температура во впускном коллекторе 1 — данные точные, но превышают норму — средний уровень серьезности |
499 |
Цепь датчика уровня масла — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
528 |
Дополнительный переключатель выбора кривой крутящего момента — хаотичный характер или неправильность данных |
529 |
Вспомогательный вход/выход 3 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
553 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но превышают норму — самый высокий уровень серьезности |
554 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — хаотичный характер или ошибочность данных |
555 |
Давление картерных газов — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
556 |
Давление картерных газов — данные точные, но выше нормы — самый высокий уровень серьезности |
559 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но ниже нормы — средний уровень серьезности |
559 (двигатели ISC и ISL) |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но ниже нормы — средний уровень серьезности |
1876 |
Цепь датчика температуры в системе очистки отработавших газов 3 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
1877 |
Цепь датчика температуры в системе очистки отработавших газов 3 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
1878 |
Температура в системе очистки отработавших газов 3 — хаотичный характер или неправильность данных |
1879 |
Цепь датчика перепада давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
1881 |
Цепь датчика перепада давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
1883 |
Датчик перепада давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — хаотичный характер или неправильность данных |
1896 |
Контроллер клапана системы рециркуляции отработавших газов — неправильная калибровка |
1899 |
Датчик перепада давления на клапане системы рециркуляции отработавших газов — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
1911 |
Цепь датчика давления в общем топливопроводе высокого давления 1 — данные точные, но превышают норму — самый высокий уровень серьезности |
1921 |
Перепад давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
1922 |
Перепад давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — данные точные, но выше нормы — самый высокий уровень серьезности |
2195 |
Срабатывание системы защиты двигателя (вход датчика вспомогательного оборудования 3) — специальные инструкции |
2265 |
Цепь электрического топливоподкачивающего насоса — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
2266 |
Цепь электрического подкачивающего топливного насоса — Напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
2292 |
Исполнительный клапан топливной системы — данные точные, но выше нормы — средний уровень серьезности |
2293 |
Требуемый расход через исполнительный клапан топливной системы ниже ожидаемого — данные точные, но ниже нормы — средний уровень серьезности |
2311 |
Ошибка в цепи 1 исполнительного клапана топливной системы — наличие состояния |
2321 |
Частота вращения/положение коленчатого вала двигателя — Хаотичный характер или ошибочность данных |
2322 |
Датчик частоты вращения/положения распределительного вала — Хаотичный характер или ошибочность данных |
2345 |
Частота вращения турбонагнетателя 1 — темп изменения не соответствует норме |
2346 |
Температура на входе в турбину турбонагнетателя (расчетная величина) — данные точные, но выше нормы — самый низкий уровень серьезности |
2347 |
Температура на выходе компрессора турбонагнетателя (расчетная величина) — данные точные, но выше нормы — самый низкий уровень серьезности |
2363 |
Цепь электромагнитного клапана моторного тормоза 2 — напряжение ниже нормы или короткое замыкание на цепь низкого напряжения |
2367 |
Цепь электромагнитного клапана моторного тормоза 2 — напряжение выше нормы или короткое замыкание на цепь высокого напряжения |
2639 |
Перепад давления на фильтре твердых частиц системы очистки отработавших газов — данные точные, но выше нормы — самый низкий уровень серьезности |
2646 |
Температура охлаждающей жидкости — состояние сохраняется |
2659 |
Температура охлаждающей жидкости — состояние сохраняется |
2963 |
Температура охлаждающей жидкости — данные точные, но превышают норму — самый низкий уровень серьезности |
2964 |
Температура во впускном коллекторе 1 — данные точные, но превышают норму — самый низкий уровень серьезности |
2973 |
Давление во впускном коллекторе 1 — Хаотичный характер или ошибочность данных |
КамАЗ-65116: видео обзор тягача
Седельный тягач КамАЗ-65116 с обновленной кабиной:
Самосвал на базе шасси КамАЗ-65116
Автопоезд КамАЗ-65116 с бортовым полуприцепом НЕФАЗ-9334-01:
КамАЗ-65116: отзывы владельцев и водителей
Яков Сергеев, 57 лет, Архангельская область:
Работаю на КамАЗ-65116 третий год, двигатель Камминз, коробка передач тоже импортная. В целом неплохая машина, если бы не отечественная сборка: все время что-то приходится подкручивать, поправлять, скрипы в кабине вообще с первого дня. Основные узлы ведут себя нормально.