КамАЗ-54115: дизайн и устройство. Технические и эксплуатационные характеристики машины

КамАЗ-54115: дизайн и устройство

Седельный тягач КамАЗ-54115 производился Камским автозаводом более десяти лет (с 2000-го по 2011). За это время он успел приобрести популярность у водителей, стать звездой сериала «Дальнобойщики», но на данное время завод освоил выпуск более современных автомобилей, хотя и сегодня КамАЗ-54115 нередко можно встретить на дороге. Грузовик используется в качестве седельного тягача для перемещения народнохозяйственных грузов на средние и дальние расстояния, на его шасси устанавливаются автобетоносмесители, цистерны, самосвальные кузова, краны. Машина отлично зарекомендовала себя при эксплуатации на высокогорье, в жарком климате и в условиях Крайнего Севера.

Экстерьер, интерьер и стоимость автомобиля КамАЗ-54115

При создании модели автомобиля, его конструкторы основной упор сделали на повышении тяговых качеств и грузоподъемности. Конструктивно КамАЗ-54115 ничем не отличается от своих предшественников – это рамное, трехосное шасси с передним расположением силового агрегата и рессорной подвеской. Однако некоторые элементы автомобиля получили другое размещение, в частности воздушный фильтр, топливный бак и запасное колесо теперь располагаются позади кабины.

Что касается самой кабины, то она не претерпела существенных изменений. Одним из немногих отличий от предшественников стала установка квадратных фар, также изменилась форма бампера, линии самой кабины стали более обтекаемы. В салоне устанавливается три стандартных сидения, водительское кресло имеет ряд механических регулировок: по расстоянию до рулевой колонки, наклону спинки и массе. Дополнительно устанавливается спальник, для отдыха водителя, при движении на дальние расстояния.

Водители характеризуют кабину КамАЗ-54115 как спартанскую. Пребывание за рулем автомобиля на протяжении нескольких часов может стать серьезным испытанием для любого человека. Речь, прежде всего, идет о недостаточной шумо и теплоизоляции, отсутствии кондиционера и сильной вибрации внутри салона. Приборная панель выполнена из металла, она малоинформативная, а индикаторы размещены таким образом, что водителю бывает трудно уследить за текущим состоянием машины.

В связи с прекращением выпуска модели, приобрести новый КамАЗ-54115 не представляется возможным. В то же время на вторичном рынке представлено достаточное количество предложений о продаже этого автомобиля.

Шасси 2001 – 2003 года выпуска предлагают по цене от полумиллиона рублей, самосвал 2006-2007 года обойдется в 600 — 800 тысяч рублей.

КамАЗ-54115: технические и эксплуатационные характеристики машины

Габаритные размеры и весовые характеристики

  • Длина шасси: 6 220 миллиметров;
  • Высота по кабине: 2 790 мм;
  • Полная высота: 3 150 мм;
  • Ширина без учета внешних зеркал: 2 500 мм;
  • Наружный габаритный радиус поворота: 9 метров;
  • Клиренс: 290 миллиметров;
  • Колесная база шасси: 4 160 мм;
  • Масса снаряженного автомобиля: 7 400 килограмм;
  • Максимально допустимая нагрузка на седло машины: 12 000 кг;
  • Максимальный вес полуприцепа: 26 850 кг;
  • Полный вес автомобиля в составе автопоезда: 34 400 кг;
  • Крейсерская скорость по паспорту: 90 км/час.

Двигатель и расход топлива КамАЗ-54115

Абсолютное большинство автомобилей КамАЗ-54115 приводится в движение отечественным дизельным мотором КамАЗ-740.31-240. Он давно зарекомендовал себя в качестве простого в обслуживании и эксплуатации, неприхотливого к топливу и смазочным материалам агрегата. Двигатель оснащен системой турбонаддува и механизмом принудительного промежуточного охлаждения наддувочного воздуха.

Двигатель камаз 740.31 240 л.с.

По своим конструктивным особенностям КамАЗ-740.31-240 – это восьмицилиндровый турбодизель с V-образным расположением цилиндров. Рабочий объем мотора составляет 10,85 литров, его номинальная мощность заявлена на уровне 240 лошадиных сил при скорости 1 900 оборотов/минуту, а крутящий момент равен 912 Нм. Силовой агрегат оснащается современным топливным насосом высокого давления (ТНВД), использование которого способствует полному сгоранию топлива и уменьшению вредных выбросов в атмосферу. По экологическим параметрам этот силовой агрегат соответствует требованиям норм стандарта Евро 2.

Автомобиль не отличается высокой экономичностью, при идеальных условиях эксплуатации КамАЗ-54115 потребляет около 37 литров дизтоплива на 100 километров пути. При эксплуатации неисправного грузовика и при движении по некачественным дорогам этот показатель значительно увеличивается. В заводской комплектации шасси поставляется с топливными баками, объемом 250 или 350 литров.

Трансмиссия и электропитание КамАЗ-54115

Автомобиль комплектуется популярной отечественной коробкой переключения передач КамАЗ-152. Эта десятиступенчатая механика давно используется на тягачах, обеспечивая высокие тяговые характеристики и хорошую динамику разгона. Узел состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухступенчатого редуктора (делителя). В результате модернизации МКПП КамАЗ-152 получила усиленные шлицы первичного вала, была модернизирована муфта синхронизатора, а соединениях шестерни и промежуточного вала делителя применена бесшпоночная технология. Переключение скоростей производится дистанционно, из кабины водителя, при помощи качающегося рычага.

1 — прокладки регулировочные; 2 — вал ведущий; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 -шарикоподшипник; 5 — крышка задняя подшипника веду-щего вала; 6 — крышка люка; 7 — синхронизатор делителя в сборе; 8 — шестерня ведущего вала; 9 — подшипники шестерни ведущего вала; 10 — роликоподшипник задний; 11 — вал промежуточный

Взаимодействие двух узлов (двигателя и коробки передач) осуществляется при помощи фрикционного, сухого двухдискового сцепление, оснащенного гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.

Проводка седельного тягача КамАЗ-54115 однодротового типа, напряжением 24 вольта. Все электросхемы и электроприборы автомобиля питаются от двух 12-вольтовых аккумуляторов, также грузовик оснащен двухкиловаттным 28-вольтовым генератором и преобразователем напряжения.

Тормоза и подвеска седельного тягача КамАЗ-54115

Основные тормоза автомобиля барабанного типа. На каждом колесе установлен тормозной барабан, диаметром 400 миллиметров, суммарная площадь тормозных накладок равна 6 3003 сантиметрам. Кроме основной тормозной системы, грузовик оборудован вспомогательным, резервным и стояночным тормозом, который работает от пружинных энергоаккумуляторов. Дополнительно КамАЗ-54115 оснащен пневматической системой растормаживания. Безопасность грузовика при движении по дорогам общего назначения помогает обеспечивать антиблокировочная система АВС.

Базой для КамАЗ-54115 служит клепаная рама, усиленная двумя продольными лонжеронами, которые сопряжены поперечными балками. Передняя подвеска автомобиля сконструирована на полуэллиптических листовых рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами, телескопического типа. Задняя подвеска имеет схожую конфигурацию, однако она усилена за счет большего количества листов в рессорах, что позволяет выдерживать большие нагрузки.

Больше технических и эксплуатационных характеристики автомобиля КамАЗ-54115 доступно здесь:

Весовые параметры и нагрузки
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг 12000
Полная масса а/м, кг 19550
нагрузка на заднюю тележку, кг 14970
нагрузка на переднюю ось, кг 4580
Снаряженная масса, кг 7400
нагрузка на заднюю тележку, кг 3620
нагрузка на переднюю ось, кг 3780
Полная масса полуприцепа, кг 26850
Полная масса автопоезда, кг 34400
Двигатель
Модель: 740.31-240 (Евро-2)
Тип: дизельный с турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Максимальная полезная мощность, кВт (л.с.): 176 (240)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин: 2200
Максимальный полезный крутящий момент, Н·м (кг·см): 912(93)
при частоте вращения коленвала, об/мин: 1100-1500
Расположение и число цилиндров: V-образное, 8
Рабочий объем, л: 10,85
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 120/120
Степень сжатия 16,5
Система питания
Вместимость топливного бака, л: 500
Электрооборудование
Напряжение, B: 24
Аккумуляторы, В/А·ч: 2×12/190
Генератор, В/Вт: 28/1000
Сцепление
Тип: фрикционное, сухое, двухдисковое
Привод: гидравлический с пневмоусилителем
Диаметр накладок, мм 350
Главная передача
Передаточное отношение: 5,43
Тормоза
Привод пневматический
Размеры диаметр барабана, мм 400
Ширина тормозных накладок, мм 140
Суммарная площадь тормозных накладок, кв.см 6300
Коробка передач
Тип: механическая, десятиступенчатая
Управление: механическое, дистанционное
Передаточные числа на передачах:
1 7,82 — 6,38
2 4,03 — 3,29
3 2,50 — 2,04
4 1,53 — 1,25
5 1,00 — 0,815
ЗХ 7,38 — 6,02
Колеса и шины
Тип колес дисковые
Тип шин пневматические, камерные
Размер обода 7,5-20 (190-508)
Размер шин 10.00 R20 (280 R508)
Кабина
Тип: передняя, расположенная над двигателем, с высокой крышей
Исполнение: cо спальным местом
Характеристика а/м полной массой
Максимальная скорость, не менее, км/ч: 95
Максимальный угол уклона, преодолеваемого автомобилем при полной массе, % (град): 30 (18)
Наружный габаритный радиус поворота автомобиля, м 9

Инструкцию по эксплуатации машины можно посмотреть здесь:

Скачать руководство по эксплуатации

КамАЗ-54115: видео обзор на youtube

Продается автомобиль КамАЗ-54115 – обзор от владельца:

Обзор и доработка масштабных моделей КамАЗ 54115:

Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей об автомобиле КамАЗ-54115

Андрей Селиванов, 43 года, Смоленская область:

Приобрел КамАЗ-54115 в 2007 году и уже через месяц двинул в свой первый рейс. До того о комфорте в кабине этой машине я ничего не слышал и очень удивился подпрыгиванию задних мостов (это с грузом в 12 тонн). В салоне трясло, но терпимо. Ад начался на обратном пути, когда ехал пустым – думал, мой позвоночник останется на дороге Смоленск-Брянск. Понял, что так ездить нельзя и поставил на этот «костотряс» пневмоподвеску – совсем другое дело. По крупным узлам машины (мосты, коробка, движок) особых проблем не было, а вот стартер никуда не годится.

Ссылка на основную публикацию

Остались вопросы?