КамАЗ-43114: полноприводный грузовик, повышенной проходимости
Первый КамАЗ-43114 сошел с конвейера Камского завода в 1996 году, но история его создания началась несколько раньше. Дело в том, что модель разрабатывалась на основе опыта войны в Афганистане, где активно использовались военные автомобили повышенной проходимости. На основе полученного опыта, с использованием узлов и агрегатов от более старых моделей и был разработан новый армейский вездеход. Впрочем, ему сразу нашли применение в гражданской области. В частности им заинтересовались в газо- и нефтедобывающей отраслях, автомобиль используется в качестве лесовоза, на нем устанавливаются различные надстройки и манипуляторы. Участвовала машина и в спортивных соревнованиях. Она хорошо себя зарекомендовала на знаменитом ралли Париж-Дакар.
Выпуск модели КамАЗ-43114 был прекращен в 2015 году, ее заменили на более современный грузовик КамАЗ 5350.
Экстерьер и интерьер КамАЗ-43114
Грузовик выделяется строгими, несколько агрессивными формами и достаточно высоким клиренсом. По своей конструкции – это рамное трехосное шасси с тремя ведущими мостами и передним расположением силового агрегата. Автомобиль комплектовался цельным или разделенным молдингом (в зависимости от года производства) лобовым стеклом, большими зеркалами и металлическим бампером. В зависимости от назначения, КамАЗ-43114 мог оборудоваться лебедкой, работающей от коробки отбора мощности.
В салоне автомобиля устанавливалось три кресла, спальное место доступно только для бортового исполнения автомобиля. Внутренний дизайн отличался лаконичными формами и аскетичностью. Металлическая односекционная панель давала достаточно информации для управления автомобилем. Рулевое управление получило гидравлический усилитель. Автомобиль комплектовался датчиком замусоренности воздушного фильтра, автономным отопителем и предпусковым обогревателем. Военные версии машины в крыше кабины имели люки для ведения огня или эвакуации экипажа. Гражданские версии отличались цветом окраса кабины. В частности для добывающей промышленности поставлялись авто ярко-оранжевого цвета.
Сколько стоит КамАЗ-43114
Новых автомобилей к продаже не предлагается, поскольку их производство было прекращено несколько лет тому. На вторичном рынке цена КамАЗ-43114 зависит от многих факторов. В частности от пробега, года выпуска и технического состояния. Сегодня приобрести грузовик 2002 – 2005 года в удовлетворительном техническом состоянии можно по цене от 900 000 до 1 350 000 рублей, в зависимости от комплектации.
КамАЗ-43114: техническое описание и характеристики машины
Габаритные размеры и весовые характеристики
- Полная длина автомобиля с кузовом: 7 960 миллиметров;
- Высота по трубе воздухозаборника: 3 290 мм;
- Ширина (без учета внешних зеркал): 2 500 мм;
- Клиренс: 365 миллиметров;
- Габаритный радиус поворота: 11 метров;
- Длина/ширина грузовой платформы: 4 892/2 470 мм;
- Погрузочная высота кузова: 1 535 мм;
- Высота борта: 730 мм;
- Общий вес снаряженного автомобиля: 9 200 килограмм;
- Грузоподъемность вездехода КамАЗ-43114: 6 000 кг;
- Полная масса автомобиля в составе автопоезда: 27 350 кг (при движении по бездорожью – 22 850 кг);
- Глубина преодолеваемого брода: 1,5 метра;
- Предельная скорость грузовика: 90 километров/час.
Силовой агрегат и расход топлива КамАЗ-43114
Автомобиль приводится в движение силовой установкой отечественного производства КамАЗ-740.31-240. Конструктивно – это восьмицилиндровый дизель с V-образным расположением цилиндров, системой турбонаддува и технологией принудительного охлаждения наддувочного воздуха. Автомобиль оснащен турбокомпрессором, основными элементами которого является турбина и компрессор, благодаря которым происходит передача сжатого воздуха в двигателе.
Турбодизель КамАЗ-740.31-240, при скорости коленчатого вала в 2 200 об/минуту, развивает номинальную мощность в 240 лошадиных сил, при этом его объем равен 10,86 литрам. Мотор имеет стандартный для отечественных двигателей моторесурс – 800 000 километров, он оснащен предпусковым обогревателем, благодаря которому облегчается запуск в холодное время года. Слабым местом КамАЗ-740.31-240 остаются его экологические показатели: он соответствует требованиям стандарта Евро 2. Одной из особенностей мотора является шумовой экран, который понижает уровень издаваемого шума.
Расход топлива, во многом, зависит от сезона эксплуатации и нагрузок на автомобиль. В летнее время, при движении по дороге с твердым покрытием, КамАЗ-43114 потребляет 33,5 литра на 100 километров пути, зимой этот показатель увеличивается до 37,3 литра. В базовой комплектации грузовик-вездеход оснащается двумя топливными баками, суммарной емкостью 420 литров (210+210).
Некоторые модификации автомобиля могут комплектоваться основным баком на 170 литров и дополнительной емкостью на 125 литров.
Трансмиссия и система электропитания вездехода КамАЗ-43114
В качестве трансмиссии на грузовике используется проверенная коробка переключения передач КамАЗ-154. Эта десятиступенчатая механика состоит из основной пятиступенчатой коробки и двухступенчатого редуктора (делителя), который и обеспечивает наличие 10 передних и двух задних скоростей. Основные детали МКПП смазываются методом разбрызгивания, масло на шестерни делителя и основной коробки поступает со специального маслонагнетателя. Также вездеход оснащен двухступенчатой раздаточной коробкой с пневматическим приводом и блокировкой межосевого дифференциала. Тяговое усилие от двигателя на передний и задние мосты передается при помощи карданных валов.
В конструкции автомобиля предусмотрено наличие сухого двухдискового сцепления с гидравлическим приводом и пневмоусилителем, благодаря которому взаимодействуют двигатель и коробка передач.
Автомобиль КамАЗ-43114 эксплуатируется с однодротовой проводкой, все его электросхемы и электрические приборы запитаны от двух 12-вольтных аккумуляторных батарей, емкостью 190 А/часов, каждая. Помимо этого грузовик оснащен 28-вольтным генератором, мощностью 2 киловатта и преобразователем напряжения.
Принципиальная схема электропитания грузового автомобиля КамАЗ-43114 доступна здесь:
Тормозная система и подвеска КамАЗ-43114
За безопасность движения автомобиля отвечают пневматические тормоза барабанного типа, давно доказавшие свою эффективность и надежность. На каждом колесе имеется тормозной барабан с литыми суппортами, диаметром 400 миллиметров, ширина тормозных колодок составляет 140 мм. Управление стояночным тормозом, работающим на энергоаккумуляторах, осуществляется из кабины водителя. Безопасность грузовика повышается за счет наличия резервного и вспомогательного тормоза. Все тормозные системы имеют общие узлы, но работают автономно.
Основными деталями передней подвески КамАЗ-43114 являются две пятнадцатилистовые рессоры, детали крепления и два гидравлических амортизатора, телескопического вида. В конструкции задней подвески инженеры исключили наличие амортизаторов. Основную работу здесь выполняют полуэллиптические рессоры, балансир и реактивные штанги. Для предотвращения сильного крена и опрокидывания автомобиля установлен поперечный стабилизатор.
Детальные технические характеристики автомобиля можно найти здесь:
Весовые параметры и нагрузки | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Снаряженная масса шасси, кг | 7670 | ||||||||||||||||||
— нагрузка на передний мост, кг | 4300 | ||||||||||||||||||
— нагрузка на заднюю тележку, кг | 3370 | ||||||||||||||||||
Допустимая масса надстройки с грузом, кг | 7600 | ||||||||||||||||||
Полная масса а/м с надстройкой, кг | 15420 | ||||||||||||||||||
— нагрузка на передний мост, кг | 5490 | ||||||||||||||||||
— нагрузка на заднюю тележку, кг | 9930 | ||||||||||||||||||
Полная масса прицепа, кг | 7500 (*12000) | ||||||||||||||||||
Полная масса автопоезда, кг | 22920 (*27420) | ||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||
Модель | 740.31-240 | ||||||||||||||||||
Тип | дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха | ||||||||||||||||||
Максимальная полезная мощность, кВт (л. с.) | 165 (224) | ||||||||||||||||||
Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.) | 176 (240) | ||||||||||||||||||
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 2200 | ||||||||||||||||||
Максимальный полезный крутящий момент, Нм (кг·см) | 912 (93) | ||||||||||||||||||
при частоте вращения коленвала, об/мин | 1100:1500 | ||||||||||||||||||
Расположение и число цилиндров | V-образное, 8 | ||||||||||||||||||
Рабочий объем, л | 10,85 | ||||||||||||||||||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120/120 | ||||||||||||||||||
Степень сжатия | 16,5 | ||||||||||||||||||
Система питания | |||||||||||||||||||
Вместимость топливных баков, л** | 210 + 210 или 170 + 125 или 210 | ||||||||||||||||||
Электрооборудование | |||||||||||||||||||
Напряжение, B | 24 | ||||||||||||||||||
Аккумуляторы, В/А·ч | 2×12/190 | ||||||||||||||||||
Генератор, В/Вт | 28/2000 | ||||||||||||||||||
Сцепление | |||||||||||||||||||
Тип | фрикционное, сухое, двухдисковое | ||||||||||||||||||
Привод | гидравлический с пневмоусилителем | ||||||||||||||||||
Коробка передач | |||||||||||||||||||
Тип | механическая, десятиступенчатая | ||||||||||||||||||
Управление | механическое, дистанционное | ||||||||||||||||||
Передаточные числа на передачах | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Раздаточная коробка | |||||||||||||||||||
Тип | механическая, двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом | ||||||||||||||||||
Управление | пневматическое | ||||||||||||||||||
Передаточные числа | |||||||||||||||||||
— первая передача (низшая) | 1,692 | ||||||||||||||||||
— вторая передача (высшая) | 0,917 | ||||||||||||||||||
Главная передача | |||||||||||||||||||
Передаточное отношение | 6,53 | ||||||||||||||||||
Тормоза | |||||||||||||||||||
Привод | пневматический | ||||||||||||||||||
Размеры: диаметр барабана, мм | 400 | ||||||||||||||||||
Ширина тормозных накладок, мм | 140 | ||||||||||||||||||
Суммарная площадь тормозных накладок, см2 | 6300 | ||||||||||||||||||
Колеса и шины | |||||||||||||||||||
Тип колес | дисковые | ||||||||||||||||||
Тип шин | пневматические, с регулированием давления | ||||||||||||||||||
Размер обода | 12,2-20,9 (310-533) | ||||||||||||||||||
Размер шин | 425/85 R21 (1260×425-533Р) | ||||||||||||||||||
Кабина | |||||||||||||||||||
Тип | расположенная над двигателем, с высокой крышей | ||||||||||||||||||
Исполнение** | без спального места или со спальным местом | ||||||||||||||||||
Характеристика а/м полной массой 15420 кг | |||||||||||||||||||
Максимальная скорость, не менее, км/ч | 90 | ||||||||||||||||||
Угол преодолеваемого подъема, не менее, % | 31 | ||||||||||||||||||
Внешний габаритный радиус поворота, м | 11,3 | ||||||||||||||||||
Дополнительное оборудование** | |||||||||||||||||||
— лебедка с коробкой отбора мощности (КОМ); | |||||||||||||||||||
— КОМ для привода агрегатов спецнадстроек. | |||||||||||||||||||
* Допускается при эксплуатации по дорогам с твердым | |||||||||||||||||||
покрытием. | |||||||||||||||||||
** В зависимости от комплектации. |
Технические инструкции и руководство по эксплуатации КамАЗ-43114 доступны здесь:
Скачать руководство по эксплуатации
Видео обзор КамАЗ-43114
Обзор кабины и органов управления КамАЗ-43114:
Устройство, ТТХ и техническое обслуживание армейского грузовика КамАЗ-43114:
Премьера военного трехосного грузовика КамАЗ-43114:
Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей о грузовом автомобиле КамАЗ-43114
Федор Померанцев, 51 год, Вологодская область:
Лесовоз КамАЗ-43114 приобрел в 2016 году, машина была свежая – 2012 года выпуска. Эту модель приобретал, учитывая условия эксплуатации по бездорожью. По мощности движка, проходимости и надежности основных агрегатов претензий нет. Через несколько месяцев после покупки пришлось менять крестовину карданного вала, в прошлом году выбросил радиатор – купил новый: у КамАЗа вообще с ним проблемы. В целом, неплохой автомобиль.