Минитрактор ХТЗ. Обзор модельного ряда, навесное оборудование, отзывы

Минитрактор ХТЗ

В 1990 годах на Харьковском тракторном заводе, наряду с большими тракторами, был налажен выпуск малогабаритной техники для среднего и малого бизнеса. Минитрактор ХТЗ Т-012 с успехом использовался в фермерских хозяйствах, на предприятиях коммунальной сферы и приусадебных участках.

Минитрактор ХТЗ
Минитрактор ХТЗ

Несмотря на солидный возраст, трактор Т-012 у некоторых владельцев и до сегодняшнего дня успешно трудится в хозяйствах, а запросы и предложения о продаже минитракторов ХТЗ в поисковых системах довольно распространены.

На основе базовой модели трактора Т-012 с бензиновым двигателем мощностью 11 л.с. разработаны различные модификации с дизельными двигателями: Т-012Д (12,5 л.с.), ХТЗ-1210 (11л.с.), ХТЗ-1410, ХТЗ-1611. Как и Т-012, эти модификации в настоящее время не выпускаются.

Обзор модельного ряда

Преимущества минитрактора ХТЗ:

  • Высокий эксплуатационный ресурс – 6000 моточасов.
  • Разумное устройство машины — свободный доступ ко всем системам и узлам, что существенно облегчает техобслуживание и ремонт.
  • Стоимость трактора Т-012, бывшего в употреблении, в зависимости от состояния, может варьироваться в пределах $1500-3500. Современные минитракторы ХТЗ, в зависимости от года выпуска, можно приобрести по цене $4500-6500.

Некоторым недостатком считается недостаточная емкость аккумулятора (50А), при необходимости установки более мощной батареи потребуется серьезная переделка.

ХТЗ Т-012

Минитрактор Т-012 представляет собой небольшой, но достаточно мощный и маневренный агрегат.

Минитрактор ХТЗ Т-012
Минитрактор ХТЗ Т-012

Надежный, легкий в управлении, безопасный, простой в обслуживании – благодаря таким образцовым характеристикам минитрактор ХТЗ является одной из наиболее популярных моделей, широко используется для механизации ручного труда в аграрном бизнесе, на животноводческих фермах, личных приусадебных участках.

Особенности минитрактора Т-012:

  • Благодаря автоматическому регулятору осуществляется контроль оборотов коленвала в заданном диапазоне и обеспечивается стабильность работы.
  • Многоступенчатая коробка передач 4вперед/2назад позволяет выбрать оптимальный темп эксплуатации трактора с навесными агрегатами.
  • Наличие экранировки на деталях системы зажигания позволяет устранить радиопомехи.
  • Минитрактор отличается высокими эксплуатационными характеристиками благодаря конструкции переднего и заднего валов отбора мощности с независимым приводом.
  • Расход топлива составляет всего 1,5-2 л/ч, на тяжелых работах 3л/ч.

Характеристики

Двигатель СК-12 «ПЗМД»
Мощность, кВт (л.с.) 8,1 (11)
Система запуска электро- стартер, рычажная
Коробка передач механическая
Количество передач, назад/вперед 4/2
Скорости движения, км/ч 2,79-15,18
База, мм 1050
Колея регулируемая, мм 700-900
Габариты, мм
длина х ширина х высота
1910 х 960 х 1346
Масса эксплуатационная, кг 717
Колесная схема 4 х 2
Максимальный радиус поворота, м 1,5

ХТЗ-1410 и 1611

Минитракторы ХТЗ-1410 с дизельным двигателем ЗІМ 2-ДТХ мощностью 13,8 л.с. и ХТЗ-1611 с двигателем ЗІМ 2ДТАВ (16 л.с.) – известные модификации, отлично зарекомендовавшие себя в животноводческих комплексах, тепличных и парниковых хозяйствах.

Минитрактор ХТЗ-1410
Минитрактор ХТЗ-1410

ХТЗ-2410 и 3512

С 2013 года АО «ХТЗ» начал производить малогабаритные тракторы ХТЗ-2410 с китайскими двигателями мощностью 25 л.с. В 2014 году появились обновленные модификации минитракторов ХТЗ-3512.

Разработано две версии — с итальянским двигателем Lombardini LDW1603 и двигателем MMZ 3LD (Беларусь) мощностью 35 л.с. Эта современная модификация оснащена утепленной кабиной, имеет отличные тягово-сцепные качества при хорошей проходимости и высокой маневренности. В минитракторе предусмотрено регулирование ширины колеи, клиренса, колесной базы. Машины рационально агрегатируются с навесными приспособлениями.

Характеристики

Модель ХТЗ-3512
Двигатель MMZ-3LD
Мощность, кВт (л.с.) 25,7 (35)
Коробка передач Механическая
Количество передач переднего/заднего хода 8/6
Вал отбора мощности, частота вращения, об/мин 540
Тяговое усилие, кН (кгс) 0,8
База, мм 1837
Габариты, мм:
длина х ширина х высота
3500х1420х2490
Дорожный просвет, мм 278
Емкость топливного бака, л 50
Масса, кг 2250

Навесное оборудование

Несмотря на малые габариты и скромную мощность двигателя, минитрактор Т-012 отлично агрегатируется с разнообразными прицепными орудиями, ему под силу обработка земли площадью до 2 га. Возможности минитрактора значительно расширены благодаря бортовой гидросистеме с шестеренчатым гидронасосом.

Схема клапана гидросистемы минитрактора ХТЗ
Схема клапана гидросистемы минитрактора ХТЗ

В первое время возможности малогабаритных тракторов ХТЗ были ограничены из-за отсутствия необходимых навесных и прицепных орудий. На сегодняшний момент таких проблем не существует.

Видео обзор минитрактора ХТЗ Т-012 с картофелесажалкой

Инструкция по эксплуатации

Все модификации тракторов ХТЗ отличаются малозатратностью при обслуживании и эксплуатации. Естественно, на старые модели минитракторов оригинальные запасные части найти сложно, но вполне возможно подобрать из ассортимента аналогов.

Изучить инструкцию по эксплуатации можно по ссылке: Инструкция по эксплуатации минитрактором ХТЗ

Первый запуск

Для притирки деталей и механизмов выполняют обкатку минитрактора на легких работах при пониженной частоте вращения коленвала и с загрузкой дизельного двигателя примерно на 2/3. В этот период рекомендуется выполнять все работы, избегая повышенных нагрузок, на пониженных скоростях.

Длительность обкатки составляет 30 часов, по завершении необходимо выполнить техническое обслуживание основных узлов в соответствии с рекомендациями руководства по эксплуатации минитрактора ХТЗ.

По прошествии рекомендованного периода, меняют моторное масло, трансмиссионное масло, масляный фильтр двигателя, выполняют другие манипуляции в соответствии с руководством. Правильное выполнение всех указанных рекомендаций является залогом долговечной работы минитрактора.

Техническое обслуживание

Минитракторы ХТЗ работают на дизельном топливе марки Л-0,05-40, Л-0,10-40, Л-0,20-40 при плюсовых температурах, при использовании трактора в холодное время года выбирают дизельное топливо марки 3-0,2.

В качестве смазочных материалов применяют Литол-24, используют масло моторное эксплуатационного класса APІ не ниже CD, трансмиссионное масло SAE 80WGL2, SAE 85WGL2, SAE 90WGL2.

Важно! Тракторы ХТЗ отличает высокая ремонтопригодность. По истечении гарантированного изготовителем моторесурса, машина должна пройти капитальный ремонт.

Как свидетельствуют отзывы владельцев, благодаря ремонту после истечения гарантии можно с минимальными потерями восстановить работоспособность трактора, тем самым окупив затраты на его приобретение неоднократно.

Обслуживание системы смазки минитрактора ХТЗ
Обслуживание системы смазки минитрактора ХТЗ

Перед эксплуатацией миниуниверсала ХТЗ необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации, разобраться с особенностями конструкции и управления машины, графиком обслуживания. Поломки техники зачастую возникают из-за нарушения элементарных правил эксплуатации, неукоснительное соблюдение инструкции убережет от поломок и непроизводительных простоев.

При работе трактором ХТЗ следует соблюдать следующие правила:

  • Левая и правая педали тормоза должны быть постоянно соединены блокировочной планкой. Разблокировка допускается только при выполнении крутого поворота на небольшой скорости.
  • Включение и отключение вала отбора мощности выполняется только при выключенной муфте сцепления.
  • Запрещается эксплуатация минитрактора с аккумуляторной батареей, заряженной менее чем на 75%.
  • Допускается выполнение подряд не более 3-х пусков. Если двигатель не запустился, необходимо найти причину, устранить и лишь после этого повторить попытку запуска.
  • Двигатель не должен работать на холостом ходу более 15 минут.

Более подробно с устройством, органами управления, особенностями техобслуживания минитрактора ХТЗ, правилами подключения навесных агрегатов можно ознакомиться в инструкции по эксплуатации.

Необходимо регулярно очищать корпус минитрактора от пыли и масляных пятен, контролировать давление в шинах, а также каждые 50-100 часов работы регулировать сцепление и педали тормоза;

По окончании полевых работ проводят консервацию, а именно: очищают трактор от загрязнений, сушат, сливают масло и топливо, смазывают детали, чтобы не формировалась коррозия, накрывают и ставят в сухое место.

Основные неисправности и способы их устранения

Муфта сцепления не передает крутящий момент:

  • Отсутствует свободный ход педали (необходимо его настроить);
  • Износились ведущие диски или они имеют масляные пятна (их необходимо заменить или очистить);
  • Диски на шлицах заедают (следует проверить их положение и, при необходимости, устранить заедание).

Навесное оборудование не поднимается:

  • Уровень масла в гидросистеме упал ниже минимальной отметки (долейте масло);
  • Насос гидросистемы выключен (включите его);
  • Предохранительный клапан гидросистемы зависает (разберите и очистите клапан).

Плохо работает тормоз:

  • Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
  • Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).

Перегревается коробка передач:

  • Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать);
  • Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель);

Не работает стартер:

  • Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
  • Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
  • Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
  • Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).

Видео обзор

Обзор осенней пахоты минитрактором Т-012

Обзор трактора ХТЗ-3512

Отзывы владельцев

Валентин, Киевская область:

«ХТЗ Т-012 проработал у меня с 1995 года и по сегодняшний день. В 2005 поставил на капремонт, использовал запчасти подобные. Три года назад поменял двигатель и продолжаю эксплуатировать».

Сергей, г. Сумы:

«Надежный агрегат т-012. Хорошо, что сейчас можно подобрать любую навеску, минитрактор стал практически универсалом. С роторным плугом работает отлично, с косилкой. С запчастями несколько сложно, но уже сориентировался, кое-что использовал от Беларуса».

Игорь:

«Мне не понравился ХТЗ 3512 из-за несоответствия современным требованиям. Комфорта никакого, кресло неудобное, шумоизоляция кабины слабая, лишние скорости – 15 слишком много».

Ссылка на основную публикацию

Остались вопросы?