Если у фермера есть мотоблок, то садово-огородные работы проходят намного легче. Однако у мотоблоков есть один недостаток и заключается он в том, что за ним приходится ходить. И когда нужно провести работы на больших площадях, то ноги подвергаются очень большим физическим нагрузкам. Чтобы облегчить этот процесс многие мастера занимаются переоборудованием своих мотоблоков в минитрактора.

Практически все мотоблоки Нева имеют достаточную мощность для переоборудования в минитрактор. Многие считают, что это трудоёмкий процесс, который требует практических умений и навыков, но это не совсем так. На просторах интернета есть большое количество различных чертежей и схем по изготовлению минитрактора из мотоблока Нева. Эти чертежи уже были собраны кем-то из людей, и их правдоподобность и правильность размеров подтверждена чьим-то опытом.
Вот примерно как выглядит собранный из мотоблока минитрактор и его эксплуатация:
Какой мотоблок подойдет для переоборудования?
Здесь следует чётко определиться с той мощностью, которая будет необходима. Ведь мало просто изготовить минитрактор. Двигатель должен быть способный приводить в движение не только навесное оборудование, но и вес самого мотоблока с рамой и человеком.
Наилучшим образом подойдёт модель Нева МБ-23С 9.0 PRO. Она имеет 4-тактный двигатель. А 9 лошадиных сил с головой хватит для образования тяговой силы, которой достаточно для приведения в действие плугов, культиваторов, окучивателей и т.д.
Если мощности не хватает, то самым простым решением является просто купить адаптер. Удобство конечно не того уровня, но можно передвигаться сидя. И это плюс.
Но минус заключается в том, что использование некоторого навесного оборудования с ним не совместимо.
А вот с минитрактором совместимо:
Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
Чтобы понять, что необходимо для изготовления, давайте рассмотрим основные элементы готового минитрактора:
- Рама (производится из любого металлопроката)
- Устройство для совершения поворотов
- Любые тормоза
- Сиденье
- Металл для обшивки кузова
- Сцепка, которая служит для подключения другого оборудования.
Все эти составляющие можно купить в местах разборки автомобилей или на складах металлолома. Но к их выбору следует подойти ответственно. Зачастую они не совсем новые, следовательно их нужно тщательно осмотреть на целостность и дефекты. Ведь здесь нельзя допустить использование повреждённых комплектующих. В противном случае всё устройство будет работать не правильно.
Чертежи, схемы, деталировка, сборка
Прежде всего следует понять, для чего в основном будет применяться мотоблок. Для сельскохозяйственных работ с грунтом или для перевозки различных объектов. Чаще всего выбирают универсальную модель чтоб и на огороде работал и по хозяйству грузы таскал. Сзади минитрактора добавляется ещё фаркоп для сцепки с прицепом. Который при желании также можно собрать по готовым схемам, ведь материалы для изготовления минитрактора и прицепа схожи и можно сделать две модели сразу.

Для того, чтобы всё работало быстро и правильно следует составить кинематическую схему.

В этом чертеже отображаются места соединения колёсной оси и редукторного вала. Рекомендуется устанавливать задний привод. Это придаст минитрактору дополнительную устойчивость и проходимость.
Все детали следует выбирать тщательно. Они должны подходить одна к другой. При необходимости их можно подогнать при помощи токарного станка. От того, насколько хорошо будут подходить детали одна к другой, будет зависеть длительность эксплуатации всего минитрактора.
Когда составляется чертёж, необходимо учесть поворотное устройство. Оно может быть двух вариантов:
- Поворот при помощи перелома кузова — это прочная, надёжная и проверенная временем схема. Но при этом не особо манёвренная при проведении поворотов. И рулевая колонка устанавливается чётко над узлом их соединения.
- Рулевая тяга — это более маневрённая версия управления минитрактором. Она позволяет совершать повороты под большим углом. Но и деталей для этой версии необходимо так же больше. Лучше всего использовать заводские запчасти от других автомобилей. Плюсом этого варианта является ещё и тот факт, что ведущими могут быть как задние, так и передние колёса минитрактора.
После выбора поворотного устройства можно приступать к переоборудованию мотоблока в минитрактор.
Процесс создания каркаса
Для самостоятельного создания рамы необходимо небольшое количество материалов, если каких-либо комплектующих нет в наличии, то их можно заменить аналогами. Но при этом они должны иметь похожие размеры и свойства:
- Металл для рамы — понадобятся уголки, швеллера и квадратная труба. Для обшивки корпуса необходимо использовать сталь, у которой толщина более 1,5 мм.
- Поворотное устройства
- Пара колёс и оси для них
- Набор подшипников
- Инструменты (рулетка, сварка, дрель и болгарка)
Тщательно соблюдая начальную схему, собирается рама. По размерам, углам соединений и кинематической схеме.

После соединения всех элементов следует проверить правильность монтажа. Для этого необходимо установить раму на мотоблок. Если всё стало на свои места, начинаем следующий этап, если что-либо не устанавливается, то поправляется и устанавливается снова.
Рулевое управление
Далее ставятся готовые элементы: рулевая тяга (которую лучше всего устанавливать на заднюю ось), ступицы и ось. На ось крепятся колёса при помощи болтов.
И в конце устанавливается сиденье.
На этом процесс сборки завершён. И можно приступать к пробным заездам. Здесь необходимо обкатать минитрактор по ровной поверхности.
Зачастую необходимо дополнительно настроить управление или расположение колёс.
Если всё хорошо, то затем можно подсоединить навесное оборудование и приняться к полевым испытаниям. По желанию можно ещё провести косметические работы с краской или грунтовкой. Это защитит минитрактор от воздействия коррозии.
На видео представлено слайд шоу — как изготовить минитрактор из мотоблока:
Самостоятельный процесс переоборудования мотоблока в минитрактор — работа довольно кропотливая, смысла в которой многие не видят.
Тем более что для мотоблоков Нева «Красный Октябрь» предлагает уже готовую конструкцию – адаптер. И нет необходимости в проведении всех этих манипуляций.
Но не всё так просто. Адаптер хорош лишь при необходимости провести мелкие работы. У него не предусмотрены надёжные грунтозацепляющие механизмы. И при неровных поверхностях или вязкой почве он будет постоянно буксовать. С минитрактором таких проблем не возникает, поэтому мотоблок Нева с адаптеров минитрактор нам не заменят.
Что говорят на форумах?
На форумах идёт активное обсуждение всех за и против минитрактора из мотоблока. Как лучше построить, какие материалы лучше выбрать, где взять и т.д.
Вот некоторые комментарии из них.
Владимир пишет:
«Мотоблок у меня есть давно. Хотел купить адаптер к нему, чтобы не ходить постоянно. Но наткнулся на идею с минитрактором. Сначала показалось не реально сделать её самостоятельно. Однако, не много вникнув, я понял, что здесь нет ничего тяжёлого. И это сделать мне по силам самостоятельно. Выбрал чертёж, на местном пункте приёма металлолома купил все комплектующие. И за месяц неторопливой работы собрал. Теперь соседи завидуют. А те кто говорят, что можно купить адаптер и радоваться, признайте, что у Вас просто руки не способны сделать минитрактор из мотоблока самому»
Вячеслав говорит:
«Был у меня мотоблок. Работал я с ним около пары лет и не мог ему нарадоваться. Но я хочу постоянно совершенствоваться и изучать что-то новое. И так я задался вопросом, а почему я постоянно хожу за ним, есть ли какие-либо альтернативы? И нашёл. Выходом было решение собрать минитрактор. Конструкция проста как 5 копеек. Всё необходимое у меня было. Поэтому я буквально за пару дней собрал свою модель по готовой схеме, которую выбрал на форумах. Пользуюсь и радуюсь»